Колеса.ру, Санкт-Петербург,
27 февраля 2020 г.
Точка в истории угонов: Toyota и Lexus начали маркировку своих автомобилей 660 просмотров
Ни для кого не секрет, что проблема угона автомобилей стоит в России весьма остро. Только за последний год, согласно данным МВД, у нас в стране было угнано более 10 тысяч машин. Специалисты утверждают, что за 2019 год участники этого бизнеса получили доход порядка 16 млрд рублей, а потери страховых компаний превысили 25 млрд. Естественно, страдают и владельцы, и те, чей автомобиль исчез в неизвестном направлении, и те, кто честно купил машину с перебитыми номерами на вторичном рынке, даже не подозревая, что она числится в угоне. И чем популярней марка автомобиля, тем больше рискует его владелец.
Естественно, в «группе большого риска» оказываются и все владельцы автомобилей Toyota и Lexus: на долю этих марок суммарно пришлось 20% всех угонов 2019 года. А высокая вероятность угона автоматически заставляет страховые компании поднимать стоимость КАСКО… Так что же со всем этим делать? На сегодня все специалисты в области автомобильной безопасности дружно (хотя и с печалью в голосе) утверждают, что полностью защитить автомобиль от угона невозможно, и если на него будет «заказ», то его угонят обязательно. Пока что речь идет лишь о том, чтобы максимально усложнить «работу» угонщиков.
На сегодня схема этой криминальной «работы» выглядит так: автомобиль вскрывается и быстренько доставляется в некое безопасное место, где можно будет в спокойной обстановке подогнать все идентификационные признаки автомобиля (а это, прежде всего, таблички с номером VIN) под уже подготовленные документы «чистого» автомобиля. Чаще всего это машина, участвовавшая в серьезном ДТП и попавшая в категорию «тотального ущерба». Отдельной базы данных по таким машинам нет, так что если перебить номера, то «затоталенный» автомобиль, как Феникс, превратится из груды искореженного металла во вполне пригодное к эксплуатации транспортное средство, которое можно вполне легально продать (желательно, конечно, в каком-нибудь другом регионе). Выявить тот факт, что номера на машине перебиты, при беглом осмотре при регистрации органами ГИБДД практически нереально: для этого требуется серьезная экспертиза с применением специальной аппаратуры.
Таким образом, мы возвращаемся к вопросу о мероприятиях, осложняющих работу угонщиков. Страховые компании требуют установки дополнительных противоугонных систем, а при оформлении дорогих и популярных у угонщиков моделей настаивают на системах спутникового слежения… Не теряют актуальности и старые добрые «секретки» и разнообразные механические замки: ведь угонщикам нужно все сделать очень быстро, а эти известные уже ни одно десятилетие устройства хотя и не являются непреодолимыми препятствиями, но требуют дополнительной возни, а это резко снижает привлекательность конкретной машины. Не отстают и производители. К давно привычным штатным иммобилайзерам, датчикам объема, энергонезависимым сиренам и центральным замкам добавились датчики наклона и буксировки, разбития заднего стекла и датчики движения в брелке ключа. Последнее устройство требует некоторых разъяснений… Распространение бесключевых систем доступа привело к появлению у угонщиков так называемых «устройств длинной руки».
Вот представьте себе: сидит себе владелец автомобиля в кафе, ключ от оставленного на парковке автомобиля – в кармане, а неподалеку от него устроился ничем не примечательный человек с чемоданчиком. Только это не просто чемоданчик, а ретранслятор сигнала, усиливающий и передающий сигнал от брелока на передающее устройство в руках сообщника. Автомобиль получает сигнал (причем правильный сигнал, от родного ключа), приветливо отпирает замки и выключает все противоугонные системы… Ну а хозяин, закончив трапезу, обнаруживает, что его «ласточка» уже улетела в неизвестном направлении. Так вот, датчик движения блокирует передачу сигнала с ключа в тот момент, когда ключ находится в состоянии покоя. Но если хоть немного подумать, то становится ясно, что и в этом «состязании брони и снаряда» «броня» обречена на поражение. Так что же делать?
Выход есть только один: сделать невозможной реализацию угнанных автомобилей и этим самым лишить криминальный промысел смысла. Конкретные меры, способные решить эту задачу, появились еще в начале двухтысячных. Именно тогда австралийская компания Data Dot Technology предложила технологию маркировки автомобилей микроточками, представляющими собой небольшие кусочки пластика, размером около 1 мм, на которые нанесен микротекст с уникальным для каждого автомобиля PIN-кодом. Эти точки наносятся в самые разнообразные места на кузове, в количестве десятков тысяч, а прочесть текст можно с помощью простейших оптических приборов уровня детского микроскопа.
Технология сразу доказала свою перспективность: так, после ее внедрения в Австралии количество угонов в стране за 3 года сократилось в 10 раз! В частности, статистика угонов новых автомобилей BMW улучшилась на 60%, автомобилей Ford местного производства – на 75%, а из 25 тысяч исключительно популярных в Австралии новых Subaru было угнано всего две машины. Еще один обнадеживающий пример можно найти на юге Африки. Нужно сказать, что криминогенная обстановка в ЮАР и по сей день является весьма сложной даже по российским меркам, и в определенный момент угоны стали настоящим бичом, тем более, что рядом расположены страны с практически открытой границей – Ботсвана, Зимбабве, Мозамбик, Ангола… Ну а Toyota – она, как известно, и в Африке Toyota, и пользуется там немалым спросом, а значит, любая машина этой марки находится в плане угона в зоне высокого риска. И вот в 2008 году компания начала маркировать все новые Toyota и Lexus на рынке этой страны подобными метками. Опыт оказался весьма успешным, и в 2012 году правительство ЮАР ввело обязательную маркировку микроточками всех новых автомобилей. К 2014 году количество угонов уменьшилось на 80%, а в настоящее время оно равно нулю! Естественно, для этого потребовались усилия не только производителей и продавцов, но и государственных органов: наличие и соответствие меток проверяется и при регистрации, и при пересечении границ. Но важно, что схема работает!
А у нас? Нужно сказать, что попытки внедрить технологию Data Dot у нас в стране осуществлялись неоднократно. Еще в 2004 году руководство калининградского предприятия «Автотор» объявило, что собирается маркировать все собираемые на заводе автомобили марки Kia, в том числе – популярных моделей Rio и Magentis. Предпринимал попытки внедрения такой маркировки и КАМАЗ. Но… Воз, по сути, остался на месте. Несмотря на поддержку со стороны Министерства юстиции, ФСБ, Государственной торговой инспекции и крупных страховых компаний, так и не удалось решить организационные вопросы: где будет храниться база данных с PIN-кодами, кто и как будет их проверять… В итоге инициативы ушли в песок. Но все новое, как известно, это хорошо забытое старое.
На этот раз за дело взялась марка Toyota, причем самостоятельно. В сентябре 2018 года в РФ начали продавать автомобили Lexus ES, промаркированные при помощи технологии L-mark, являющейся, по сути, развитием Data Dot. В декабре того же года список маркированных моделей пополнил Lexus UX. И даже такие ограниченные меры привели к резкому сокращению количества угонов этих моделей: так, в 2019 году не было угнано ни одного Lexus ES, а это значит, что настало время широкомасштабного внедрения микромаркировки. С января текущего года все Toyota Camry и RAV4, собранные в России, ввозимые в страну LC200, LC Prado и Alphard, а также все импортируемые модели Lexus маркируются по технологии T-mark/L-mark. К концу года маркировка будет внедрена на всем модельном ряду Toyota.
Так что же представляет собой эта маркировка? Каждая метка – это пластиковый диск диаметром 1 мм с многократно нанесенным уникальным PIN-кодом. Каждому PIN-коду соответствует только один VIN, и эта связь зафиксирована в базе данных, которая хранится на изолированных серверах в компании. Доступа к базе ни у кого нет, изменить запись невозможно. Зато можно с легкостью проверить соответствие микромаркировки VIN-коду приобретаемого автомобиля. Проверить это соответствие могут не только сотрудники любых официальных органов, но и сами владельцы.
На каждый автомобиль наносится порядка 10 000 меток. В качестве мест для нанесения выбирается 25-30 зон, в основном – на силовых элементах кузова. Часть из таких зон в компании определяют как «клиентские»: они расположены на виду, прямо под капотом, и доступ к ним достаточно удобен. Проще всего увидеть метки, нанесенные на опоры амортизаторных стоек. Добраться до других зон намного сложнее…Кроме того, можно подсветить подкапотное пространство УФ-фонариком (не бог весть какая редкость) – в ультрафиолете точки начинают ярко светиться. На обычном свету и невооруженным взглядом группа меток выглядит как черная рябь, ну а чтобы прочесть сам PIN-код, потребуется какое-нибудь несложное оптическое устройство. Удобней всего использовать приставки-микроскопы к смартфонам, либо использующие камеру телефона, либо передающие изображение по кабелю USB. Сделал снимок – и изучай на экране… Такие приборы стоят от 300 до 1500 рублей. Ну а теперь открываем сайты www.toyota.ru/security или www.lexus.ru/security, вводим прочитанный PIN и получаем всю информацию об автомобиле: VIN, модель, комплектацию, модель двигателя и трансмиссии, цвета экстерьера и интерьера… Любое несовпадение – повод отказаться от покупки. Да, метки наносятся при помощи клея, и, возможно, угонщики могут научиться его смывать. Но отсутствие меток на автомобиле, на котором, по идее, они должны быть – это также причина заподозрить криминальное прошлое. Объяснения про замену кузовных деталей не проходят: метки наносятся на силовые элементы, и если их пришлось менять, значит, автомобиль побывал в тяжелом ДТП и покупать его тем более не стоит. А нанести новые метки, соответствующие всем признакам, угонщики не смогут, даже если научатся их изготавливать – доступа к базе у них нет.
Как будут развиваться события дальше? Посмотрим… Естественно, для объективной оценки эффективности нужна определенная статистика, но страховые компании уже отреагировали и авансом ввели скидки на страхование промаркированных машин. «Ингосстрах» и «Росгосстрах» объявили о 10% скидке по риску «Угон», а ВСК расщедрилась аж на 15%. Но проблем еще много… Во-первых, до тех пор, пока маркировка по технологии такого типа не станет обязательной для всех новых автомобилей, продаваемых в РФ, а проверка маркировки – такой же обязательной процедурой при регистрации, как проверка VIN, говорить о том, что по криминальному бизнесу нанесен серьезный удар, все-таки рано. Во-вторых, угонщиков привлекают не только автомобили марки Toyota и Lexus: согласно статистике, 20% угонов приходится на долю Kia, 17% – на Hyundai и 11% – на отечественные Lada. Наконец, угоняют не только новые автомобили… В общем, для того, чтобы поставить точку в истории угонов, нужно много усилий. Но, как гласит китайская мудрость, «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага»...
Андрей СУДЬБИН
Вся пресса за 27 февраля 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|